Проведение оценочных работ
Все услуги, оказываемые нашей компанией, выполняются в соответствии с Российским и международным законодательством.
Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности в Российской Федерации определено следующими документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Кодексы Российской Федерации (к оценочной деятельности прямое отношение, прежде всего, имеют Гражданский Кодекс, Налоговый Кодекс, Земельный Кодекс, а опосредованно – все остальные, в том числе, Градостроительный и Уголовный Кодексы);
- Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральные стандарты оценки (ФСО);
- Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРОО);
- прочие документы уполномоченных органов (например, методические рекомендации Минэкономразвития или Национального совета по оценочной деятельности).
Конституция и Кодексы определяют общие основы функционирования основных институтов государства, относясь к оценочной деятельности в самых общих чертах. Например, Гражданский Кодекс устанавливает виды прав на имущество, вводит разделение на движимое и недвижимое имущество; Налоговый Кодекс используется при прогнозе денежных потоков, связанных с использованием оцениваемого имущества.
Достаточно долгий период, до 1998 года, оценочная деятельность в России осуществлялась без полноценного нормативно-правового регулирования. Первая редакция Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ была принята только 29.07.1998 г. До этого момента оценка выполнялась в зависимости от внутренних представлений конкретного «оценщика» и заказчика его работ (более того, отсутствовала даже сама профессия «оценщик»). Например, многие отчеты об оценке до 1998 года представляли собой брошюры объемом в 10-15 страниц, из которых непосредственно к расчету стоимости относились от силы 2-3 страницы (прочие включали: титульный лист, оглавление, сопроводительное письмо-обращение, описание регалий и опыта работы оценщика, список использованных источников, копии разного рода благодарственных писем).
Закон об оценке установил основные требования к отчету об оценке, договору на оказание услуг по оценке, оценщику, уровню его ответственности. Документ является динамично развивающимся, практически каждый год в него вносятся поправки и дополнения: например, добавлены разделы, касающиеся саморегулирования оценочной отрасли, экспертизы отчетов об оценке и пр.
Логическим развитием положений, заложенных в Закон об оценке, являются стандарты оценки. В 2002 году постановлением Правительства от 06.07.2002 г. №519 были утверждены первые из них, продолжившие детализацию регулирования оценочной деятельности. С 2007 года на смену указанным стандартам пришла совокупность полноценных Федеральных стандартов оценки, систематически охватывающих различные аспекты оценочной деятельности. По состоянию на сентябрь 2018 года утверждено 13 федеральных стандартов оценки (ФСО):
- Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» утв. приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297;
- Федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» утв. приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298;
- Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» утв. приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299;
- Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508;
- Федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 04 июля 2011 г. № 328;
- Федеральный стандарт оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6)», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 г. № 628;
- Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611;
- Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)» утв. приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326;
- Федеральный стандарт оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)» утв. приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 327;
- Федеральный стандарт оценки «Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО № 10)» утв. приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 328;
- Федеральный стандарт оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО № 11)» утв. приказом Минэкономразвития России от 22.06.2015 № 385.
- Федеральный стандарт оценки "Определение ликвидационной стоимости (ФСО N 12)" утв. приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 года N 721.
- Федеральный стандарт оценки " Определение инвестиционной стоимости (ФСО N 13)" утв. приказом Минэкономразвития России от 17 ноября 2016 года N 722.
Нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности на международном уровне определено следующими документами:
- международными стандартами – IVS (International Valuation Standards),
- европейскими стандартами – EVS (European Valuation Standards),
- стандарты оценки Королевского Института Сертифицированных Сервейеров Великобритании RICS (Royal Institute of Chartered Surveyors).
Данные стандарты имеют достаточно широкую международную известность и признание, став базовыми документами, определяющими общие принципы и правила осуществления профессиональной оценочной деятельности и составляют ведущую группу международно-признанных стандартов, на базе которых формируются все другие стандарты стоимостной оценки национального, регионального и отраслевого уровней. Статьей 26 Директивы Европейского Союза № 2014/17/EU именно эти три группы стандартов - EVS, IVSC и RICS прямо рекомендованы к применению как наиболее обоснованные .